«Интернет вещей»: тренды 2016

ProNews`blog в предверии нового года опросил участников рынка , что будет определяющим драйвером в России. Встречайте прогнозы и тренды на 2016 год в сфере Интернета вещей.

Наши собеседники: Ирина Яхина, руководитель подразделения технологический решений Hitachi Data Systems;

Александр Кузьмин, генеральный директор РусХОЛТС;

Сергей Огороднов, председатель совета директоров компании Voltawarе.

Скачкообразный рост

« вещей» (IoT, M2M) сам по себе является трендом. Мы живём в мире устройств, подключенных к Интернету. Их количество превышает количество людей на Земле.

Ирина Яхина: «Сегодня число подключенных к Интернету вещей устройств стремительно растет: по некоторым исследованиям, к 2020 году их численность превысит 50 миллиардов. Посудите сами: в 2008 году количество подобных устройств не превышало отметку в 7 миллиардов — то есть, рост ожидается почти семикратный.»

Александр Кузьмин: «По прогнозу Gartner в 2016 году во всем мире подключенных к Интернету объектов станет на треть больше, чем в 2015 году. Далее рост пойдет в геометрической прогрессии. «

В России по данным iKS-Consulting, в 2015 году число SIM-карт M2M/IoT в России составит порядка 8 млн. Темп роста по итогам 2015 года превысит 20%. В 2016 году прогнозируется 9,7 млн. SIM-карт M2M/IoT, а в 2020 году их уже будет 26 млн.

#1. Промышленный (B2B) сегмент IoT будет расти активнее потребительского (B2C).

Интернет вещей можно разделить на два сегмента: промышленный (B2B) и потребительский (B2C). Обычно к первому относят транспорт и подключаемые автомобили (Connected Cars), интеллектуальный город (Smart City), интеллектуальные сети в энергетике (Smart Grid), умные производства и изделия. К потребительскому сегменту — носимые гаджеты (Wearables), интеллектуальный дом (Smart Home) и подключенные устройства (Connected Devices, Appliances).

iKS-Consulting оценивает сегмент B2B в 97% от общего рынка SIM-картам. Сегмент B2C IoT к 2020 году в России займёт 18% от общего объёма. Наибольшее число SIM-карт будет приходится на подсегменты Connected Car и Smart Home и потребительскую электронику.

Сергей Огороднов: «Системы удаленного контроля бытовой техники активно развиваются, и их популярность по всему миру набирает обороты уже несколько лет. И действительно, иногда это может быть очень удобным — проконтролировать работу климат-системы, включить роботов-пылесосов, не находясь дома. «

Эксперты сходятся, что промышленный сегмент интернета вещей будет расти интенсивнее потребительского. Игроки рынка называют ряд причин.

Александр Кузьмин: «Для розничного потребительского рынка „Интернет вещей“ — забава, как правило, увеличивающая стоимость импортных девайсов, спрос на которые и так снижается из-за падения курса рубля. Для корпоративных клиентов большинство м2м решений направлено на повышение эффективности эксплуатируемого оборудования, что особенно востребовано в период кризиса.»

Сергей Огороднов: «В большинстве случаев подключение обычной бытовой техники к интернету оказывается не очень полезным — запустить стиральную машину можно и удалённо, но загрузить в неё белье придётся вручную. Также дело обстоит и с чайниками, посудомоечными машинами, электроплитами. К тому же, чтобы создать в доме единую систему удаленного управления приборами, придётся обновить всю технику — объединить старые приборы разных производителей в одну сеть не получиться. В России подобные хоть и набирают популярность как „экзотическая новинка“, но всё же массово не распространены. Исключением могут являться лишь так называемые SMART- телевизоры, поддерживающие IP-TV и дающие возможность просматривать медиа-контент прямо из интернета. Продажи подобных телевизоров сильно выросли в России в этом году, и в 2016 рост будет продолжаться. Другие бытовые приборы, подключаемые к интернету, пока практически не востребованы, и вряд ли их продажи заметно вырастут в следующем году. Причиной тому может быть нежелание потребителей осваивать новые сложные интерфейсы, низкая функциональность и даже фактическая бесполезность многих „умных“ вещей.»

Ирина Яхина: «Можно ожидать, что уже в 2016 году ИТ-компании придут к партнерству с компаниями из сферы транспорта, сельского хозяйства, здравоохранения, телекоммуникаций, чтобы реализовать все возможности, которые открывает мир Интернета вещей. По сути, Интернет вещей может полностью изменить подход к работе предприятия: генерируемые устройствами данные расскажут, в каком состоянии находится проданное изделие и, если необходимо, предложат вызвать мастера на дом; анализ потребностей клиентов позволит в разы ускорить продажи; данные подскажут, как улучшить продукт и какие маркетинговые инструменты выбрать.»

Александр Кузьмин убеждён, что в 2016 году будет превалировать корпоративный сегмент. Он, говорит, что: «в нашей отрасли, чем „умнее“ становится автомобиль, тем „умнее“ должна становится АЗС.»

Тренд #2. В фокусе данные: сбор, обработка, хранение, безопасность.

В IoT есть три компоненты: набор интеллектуальных «вещей» и генерируемые ими данные, а также коммуникационная инфраструктура. Данные о состоянии устройств, его эксплуатации и окружающей среде передаются в реальном времени в обслуживающие системы, чтобы обеспечивать управление, обслуживание, эффективность всей системы.

Можно предположить, что огромное число интеллектуальных устройств генерирует целую лавину данных. Ирина Яхина отмечает, что основной проблемой пока является огромный масштаб данных, создаваемых «Интернетом вещей». Часть их придется просеивать, а часть — анализировать. И главной проблемой остается многообразие платформ и отсутствием общепринятых стандартов.

У нас есть Internet of Your Things от Microsoft, «Интернет всего» (Internet of Everything) от Cisco, HomeKit от Apple, Brillo от Google. И это не полный список. Сейчас каждое интеллектуальное устройство Интернета вещей обладает собственной платформой и программной экосистемой.

Ирина Яхина: «При использовании данных, а также при совершенствовании методов их анализа и обработки, любое предприятие будет вынуждено преобразовать свою бизнес-модель. Я думаю, большинство российских предпринимателей уже отмечают как отсутствие хорошего технического описания приобретаемых технологий, так и их высокую стоимость. «потребительского сегментов

Особое внимание безопасности данных IoT как со стороны промышленного, так и со стороны потребительского сегментов. Так, например, «Лаборатория Касперского» провела изучение спортивных браслетов на предмет уязвимости. И по сообщению, на официальном сайте фитнес-трекеры, собирающие информацию о физической активности пользователя, оказывается, могут передавать данные не только своему непосредственному владельцу.

«Конечно, подобные риски не кажутся столь существенными в сравнении с угрозой утечки действительно критически важной информации, например, паролей или данных банковских карт. Однако проведенный нами эксперимент говорит о том, что популярные электронные устройства имеют незакрытые уязвимости, которыми могут воспользоваться злоумышленники. Сегодняшнее поколение фитнес-трекеров пока умеет немногое: в основном считать шаги и следить за фазами сна. Но в будущем эти гаджеты будут умнее. Именно поэтому уже сегодня стоит озаботиться вопросами обеспечения их безопасности, в частности разработать защищенный способ синхронизации спортивных браслетов и смартфонов», — отмечает Роман Унучек, антивирусный эксперт «Лаборатории Касперского».

Александр Кузьмин также отмечает, что безопасность в B2B имеет первостепенное значение. Он говорит: «Корпоративные заказчики традиционно заинтересованы в защите коммерческой информации, баз данных и каналов связи. Проблема защиты от несанкционированного вмешательства в ПО для технологического оборудования с каждым годом становится острее — т. к. растет число „грамотных“ пользователей, желающих „подкрутить“ или „улучшить“ различные контрольные функции м2м решений — от банального „скручивания“ электронных счетчиков до изменения режимов работы сложных механизмов и хакерских атак.»

Идейный вдохновитель и основатель проекта Women & Startup

Добавить комментарий