5 стратегий выбора своего дела

Наталья Гульчевская, коуч ACC, ICF, бизнес-тренер, кандидат психологических наук, основатель проекта Коучинг в Образовании.рф, Управляющий партнер Консалтинговой группы «Бизнес-Лидерство»
Ко-директор Московского отделения Founder Institute, специалист по коучингу инноваций (клиенты SAP СНГ, Сотекс, АртЛайф, Тавр, QIWI, Корифей, ADV Group, KNAUF Insulation) рассказала как женщинам выбрать стратегии для своего бизнеса.

Начинающие предприниматели часто задаются вопросом – как понять, каким делом стоит заниматься? Существует много путей для выбора «своей ниши», мы хотим предложить вашему вниманию несколько стратегий, опирающихся на Шаблон Бизнес-модели.
Шаблон Бизнес-модели (BMC, Business Model Canvas) – это способ описания бизнеса, который позволяет создать целостное, емкое видение всех сторон будущего или уже работающего бизнеса, разместив его буквально на одном листе бумаги. Вы можете одним взглядом охватить самую суть бизнеса, при этом наглядно представляя, какие бизнес-процессы его составляют, какую ценность он несет и каковы его потребительские сегменты.

Для этих целей мы используем расширенную версию шаблона бизнес-модели, построенную на основе работ Александра Остервальдера, Ива Пинье, Стива Бланка, Эрика Риса.

В этой статье мы рассмотрим 5 стратегий заполнения шаблона бизнес-модели, которые помогут вам сориентироваться и выбрать наиболее подходящую именно для вас.

Когда вы думаете о запуске своего бизнеса, попробуйте сначала описать его бизнес-модель – и вас ждут открытия, новые вопросы и новые идеи.

1. Стратегия «От продукта»
Это самый распространенный вариант запуска бизнеса. Вам в голову приходит идея нового товара или услуги, и вот вы уже собираете собственные средства или ищете инвестиции. Вкладываете силы, время и деньги и разрабатываете великолепный продукт, по-настоящему гордитесь им. Ваш продукт нравится друзьям, и ранние последователи с восторгом отзываются о нем. И вот, когда все завершено, вы выходите на рынок в поисках своего клиента, и ищете – кому бы его продать.
Это самая очевидная и интуитивно понятная стратегия, которая подходит для хорошо изученных, устоявшихся рынков, с понятным спросом.
К сожалению, статистика показывает, что более 90% стартапов, созданные по такой стратегии, не доживают до точки безубыточности и самоокупаемости. Запуская продажу инновационного продукта, они неожиданно обнаруживают, что спрос на массовом рынке слишком мал, чтобы обеспечить выполнение плана продаж, амбициозно рассчитанного в бизнес-плане.
Как пишет Стив Бланк, «Стартапы терпят поражение не потому, что у них нет продукта, они терпят поражение из-за недостатка клиентов и выверенной финансовой модели»

Пример:
Возможно, вы встречали на улице или даже сами пробовали ездить на Сигвее – уникальном скутере, движущемся за счет смещения центра тяжести водителя. Автор изобретения, Дин Кейман, был уверен, что этот вид транспорта вытеснит велосипед, мотоцикл и даже автомобиль, полностью изменит привычный мир. Продукт действительно гениален. Но его использование не вышло далеко за пределы развлекательных экскурсий и полицейского патрулирования в туристических местах.

2. Стратегия «От клиента»
В этой стратегии исходным является не готовый продукт, а общее видение «ниши».
Представьте, что вы уже запустили свой бизнес, и приносите пользу людям. Кто они – ваши самые приверженные клиенты? Попробуйте описать портрет вашего потребителя.
Понаблюдайте за его жизнью, посмотрите его глазами – какие у него проблемы? В чем его «боль», за решение которой он готов платить деньги? Какие у него есть желания, о чем он мечтает?
Как он сейчас решает эти задачи?
А какое решение могло бы значительно повысить его удовлетворенность?
Так рождается идея продукта, несущего реальную ценность вашим клиентам.
Существуют различные инструменты для того, чтобы наиболее эффективно выяснить потребности ваших клиентов. Самый простой – найти несколько человек, подходящих под «портрет клиента» и поговорить с ними.

Получив представление о том, что по-настоящему нужно вашим клиентам, вы можете начинать разрабатывать продукт небольшими итерациями: создавая минимально работающие версии, предлагая их клиентам, получая от них обратную связь, внося необходимые изменения.
Это стратегия, которая используется в подходе Lean Startup (Бережливый стартап) и позволяет максимально экономить ресурсы, инвестируя только в гарантированно работающие решения.

Пример:
Очень успешными бывают стартапы, когда авторы создают продукт «для себя», являясь яркими представителями собственного потребительского сегмента и отлично понимая его потребности.
Так, инициаторы латвийского стартапа AirDog, как и многие любители экстремальных видов спорта, хотели снимать свои подвиги на видео. Но как обеспечить красивую съемку в сложных условиях, не нанимая вертолет? Изобретение, основанное на точном понимании потребностей спортсменов, собрало на Kickstarter 1,36 миллиона долларов вместо ожидаемых 200 тысяч!

3. Стратегия профессионала
Когда вы получали образование, особенно дополнительное – то вы уже инвестировали в свой бизнес. Кто вы как профессионал? Что вы умеете делать лучше всего? И чем вам по-настоящему хотелось бы заниматься изо дня в день?
И тогда – какую пользу и кому вы будете приносить своей деятельностью? Какие ресурсы вам необходимы для наиболее эффективного выполнения своей работы?
Кто может быть вашим партнером?
Эту стратегию часто выбирают фрилансеры. Вы даже можете выбрать наемную работу, но всегда будете заниматься «Своим делом», и поэтому получать удовлетворение.
Также, эта стратегия подходит тем, кто хочет превратить в бизнес свое хобби.

Пример:
Приведем пример из личного опыта.
Наталья: Я – коуч, я обучалась коучингу, и это – самая прекрасная деятельность, которой я хочу заниматься!
Какую ценность я приношу? Я помогаю людям достигать успеха, ставить и реализовывать цели в самых разных сферах жизни.
Кто мои клиенты? Все, кто хочет развиваться.
Кто мои партнеры? В первую очередь, школа коучинга, в которой я обучалась, и профессиональное сообщество – международная федерация коучинга. Я работаю на себя, но могу включаться в проекты, где нужны коучи.

Эта модель может видоизменяться со временем. Например, в процессе реализации ключевой деятельности я замечаю, с какими клиентами мне интересней работать и по каким темам я приношу наибольшую ценность. Так появляется специализация, и для формулирования ценностного предложения можно использовать стратегию «от клиента».

Например, мне нравится работать с предпринимателями, и ценность, которую я могу дать – способствовать развитию бизнеса. Это направление бизнес-коучинга. А моей коллеге интересно работать с семейными парами, и ценность, которую она дает – делает семьи счастливыми. Это направление семейного коучинга.

4. Стратегия Форы
Фора – это «нечестное» конкурентное преимущество, дающее ощутимое превосходство на рынке. Что-то, что есть у вас, но нет у ваших потенциальных конкурентов и они не могут это получить. Возможно, вы вообще уникальны на своем рынке?
Фора может стать вашим «счастливым входным билетом» в бизнес, но, конечно, все равно следует проверить – а нужно ли это людям?

Пример:
Наша хорошая знакомая – уникальная личность. Будучи стюардессой, она улетела в декрет на тропический остров Самуи в Таиланде, где счастливо живет уже третий год, зарабатывая себе на жизнь бизнесом, идея которого родилась именно из «форы».
В чем отличительные особенности стюардессы? Кроме красоты и смелости – еще и полеты на чрезвычайно льготных условиях. Какой бизнес вы бы запустили на её месте? Конечно, служба доставки Таиланд – Россия!
Востребована ли эта услуга? Кто является клиентом? Это важные вопросы, так как простое копирование бизнеса, даже при аналогичной форе, может не принести успеха. Например, если бы такая услуга предлагалась на маленьком острове с пакетными туристами – вряд ли бы она стала прибыльной. Но на Самуи постоянно живут или зимуют несколько тысяч русских семей, регулярный поток посылок с Родины и обратно гарантирован. Но главное, чтобы фора давала конкретную ценность. В этом примере доставка вдвое дешевле и на порядок быстрее почты.

5. Стратегия ресурсов
Ресурсы могут быть материальные, информационные, человеческие и временные.
Просто посмотрите – что у вас есть такого, на чем можно зарабатывать деньги?

Примеры:
1. Если у вас есть квартира, то ее можно сдавать в аренду. А можно использовать как ресурс для бизнеса, например, открыв в ней хостел, потенциально приносящий в несколько раз больше дохода. Но, как всегда, нужно проверить остальные части бизнес модели, чтобы убедится, что бизнес будет прибыльным: кто ваши потребители (туристы, студенты, командировочные)? Сколько их в городе? Каковы каналы связи с ними? Какую деятельность надо будет делать и подходит ли она вам?
Ресурс занят? Иногда выгодно найти способ освободить. Один наш знакомый переехал на съемную квартиру, что бы открыть хостел в своей. Прибыль от его хостела перекрывает затраты на аренду квартиры для жизни.

2. Информационный ресурс. У вас есть патент на изобретение, права на торговую марку, интересный домен? – Найдите способ монетизировать их. У вас есть надежная информация о будущем отрасли? – Вероятно, вы сможете предсказать спрос. Вы являетесь экспертом в какой-то теме, или имеете доступ к источнику информации? Консалтинговое агентство – ваш путь. Изучите остальные части бизнес-модели – кому нужна эта информация, какую ценность она дает людям, как именно вы будете ее передавать и т.д.

3. Пример человеческого ресурса – у вас есть команда, с которой хоть в огонь, хоть в воду. Вы вместе придумываете, какой бизнес создавать, исходя из возможностей команды. Можно использовать шаблон бизнес-модели для совместного мозгового штурма, получая общее видение по каждому из секторов. Скорее всего, потребуется несколько шаблонов, для оформления различных идей или вариаций одной идеи.

4. Какой бизнес можно построить, опираясь на ресурс времени? Оставим этот вопрос открытым для тех, у кого этот ресурс избыточен. У вас есть время хорошо всё обдумать.

 

Идейный вдохновитель и основатель проекта Women & Startup