Оценка ниши: как проверить работоспособность идеи

Алина Вашурина, PR Director в Ecwid , написала колонку для  Women Startup о том, как провести оценку ниши, чтобы проверить свою идею.

Лучше выбрать сразу несколько идей, которые вам интересны. Вполне возможно, что часть из них окажется негодными для реализации. Покажет проверка. Предлагаем несколько способов понять, стоит ли вкладывать ресурсы в развитие и воплощение идеи бизнеса, или лучше искать дальше.

Изучите конкурентов

Если вы не создаёте с нуля новый рынок, у вашей идеи уже есть конкуренты. Чтобы понять её жизнеспособность, можно посмотреть на существующие решения.

Есть несколько способов анализировать конкурентов:

  • Посмотрите, как давно работает их сайт. Это покажет Who Is.
  • Изучите, какой трафик попадает на их сайты и откуда. Используйте SEMRush и Similar Web.
  • Загляните в социальные сети конкурентов.

Задача — понять нишу, в которой находится продукт. Хорошо иметь крупных и развитых конкурентов (значит, рынок воспитан и он большой), а также слабых конкурентов на потенциально большом рынке.

Посмотрите на тренды

Инструменты Google Trends и Wordstat.Yandex показывают развитие интереса к заданным ключевым словам. Вы вводите слово (например, кокосовое масло), а сервис показывает динамику поисковой активности, связанные ключевые слова и много другой полезной информации.

Wordstat.Yandex показывает тренды без привязки к регионам:

В Google Trends можно выбрать любую страну или смотреть общемировые тренды:


Запрос, соответствующий вашему товару, растет? Значит интерес есть и можно пробовать запускать бизнес. Не стоит выходить на стагнирующий рынок. Например, за последние два года запросы по слову «флешка» почти не растут — скорее всего, людям уже не так нужны флешки.

По графикам трендов также можно определить сезонность товаров.

Попробуйте краудфандинг

Он подходит для тестирования идей так же хорошо, как для их поиска.

Смысл сервиса — предложить людям профинансировать еще не существующий продукт в обмен на первые экземпляры. Если нужная сумма не собирается, то средства возвращаются обратно каждому жертвователю. В таком случае продукт очевидно не нужен.

 

Потратьте немного времени и создайте хороший краудфандинговый проект на Планете или Бумстартере. Вам потребуются фотографии (а лучше видео), рисунки и подробное описание товара.

Будьте осторожны и не заявляйте слишком оптимистичных целей. Если средства соберутся, вам придётся выполнить все обещания перед дарителями. В США многие стартапы неожиданно для себя собирают миллионы долларов инвестиций от пользователей Kickstarter, и закрываются, будучи не в силах изготовить десятки тысяч экземпляров продукта.

Создайте тестовую площадку

Подойдет простой лэндинг с полем для сбора электронной почты или магазин на стартовом сайте Эквида. Пусть будущие покупатели голосуют за идею — рублём или личной почтой.

Интернет-магазин белья Trusbox начинал именно так:

«Первый месяц проект существовал как тестовая площадка. Хотели проверить, будет ли спрос. Пользователи заходили, читали блог и оставляли e-mail. Через 3 недели в листе ожидания набралось 500 потенциальных клиентов. Продажи открыли через месяц после старта и получили конверсию 50%. Для товара, который никто не видел, это отличный результат».

Постарайтесь не тратить много сил на посадочную страницу или тестовый магазин. Если не хотите «светить» свою торговую марку — придумайте специальный бренд для теста.

И самое главное — не старайтесь доказать успешность своей идеи. Стремитесь утопить её на любом из этапов. Если ваша идея выдержит стресс-тест на этапе проверки, то воплотить её в жизнь будет проще.

 

Идейный вдохновитель и основатель проекта Women & Startup