Зачем бизнесу эквайринг?

уверенно завоёвывает рынок. Для одних это способ привлечь дополнительных клиентов, для других — способ развлечь их, но все отмечают рост продаж при невысоких затратах.

В России рынок банковских карт растёт несмотря на кризис. В первом квартале этого года объем операций по оплате товаров и услуг, по данным Центробанка, превысил 1,7 трлн руб. За два года с 2013 он вырос вдвое. А общий оборот по пластиковым картам в России за первый квартал уже превысил 7 трлн руб. При этом меняется и ситуация в интернет-торговле. Исследование аудитории онлайн-покупателей в России, проведённое компанией Яндекс, показало, что предоплата банковскими картами интернет-покупок в 2014 году выросла по сравнению с 2013 годом с 16% до 19%.

Оплата покупок картами в момент доставки увеличилась с 17% до 23%, а платежи наличными, наоборот, снизилась с 51% до 44%.

Серьёзную роль в этой тенденции начинает играть не так давно появившийся на нашем рынке мобильный эквайринг. Речь идёт о специальных кардридерах, подключаемых к смартфонам или планшетам, которые с помощью специального софта обеспечивают приём банковских карт в любое время и в любом месте. Сейчас этот рынок фактически делят три компании: 2can & ibox, LifePay и Pay-Me. Причем, на первую приходится примерно 60%, но это стало следствием объединения двух крупных игроков 2can & ibox под одним брендом. Сейчас и LifePay планирует объединиться с Pay-Me, так что на рынке окажется два примерно равных крупных игрока, что гарантирует конкуренцию и выгоду потребителя.

Уже сейчас развитие mPOS-эквайринга в России демонстрирует отличные темпы. Если 2 года назад оборот мобильного эквайринга равнялся 300 млн руб., в 2014 году он вырос до 2,7 млрд руб., а к концу этого года эксперты прогнозируют ежемесячный оборот на уровне 1 млрд руб.

Все это свидетельствует о том, что мелкий и средний бизнес явно распробовал новинку. Мы провели небольшой опрос среди клиентов, принимающих безналичную оплату с помощью наших mPOS — терминалов и выяснили как приём безналичных платежей повлиял на их бизнес.

По мнению, предпринимателей, достоинства mPOS-терминалов достаточно очевидны.

Во-первых, подключить свой онлайн-магазин или ресторан к сервису по приему безналичных платежей теперь может компания, даже с оборотом в 10 тысяч рублей. В то время как обычный POS- терминал банки выдадут только тем, чьи обороты превышают 100 тысяч рублей в месяц. Кроме всего прочего, чтобы начать принимать карты при помощи смартфона не нужно ждать несколько месяцев банковской проверки, на подключение mPOS — сервиса уходит несколько дней, а сам mPOS — ридер стоит всего 2950 рублей и подключить к нему можно любой смартфон через разъём для наушников. «Затраты на ридер тогда были около 3000 рублей и окупились достаточно быстро. До этого обращались в банки для установки обычных POS-терминалов. Так как салон молодой требование было, чтобы около 70 000 рублей проходило по безналу в день и, естественно, это очень много для первого года работы компании!», — говорит директор салона красоты TIMELESs Евгения Кряжева. То же отметил и хозяин интернет-магазина Андрей Пилюгин: «Я сначала обратился в банк, в котором у меня открыт расчётный счёт. Мне насчитали довольно неприличную сумму (около 40 000 с оборудованием + ежемесячное обслуживание) интеграции эквайринга, затем оповестили меня о том, что мне нужно будет несколько раз явиться в банк, проходить проверку Сбербанка и прочие „замечательные вещи“. Мобильный эквайринг — дешевле, проще и быстрее „классического“ Все затраты — приобретение одного терминала в прошлом году, если не ошибаюсь, составили 1800 рублей. Разумеется, они окупились в первые дни приёма безналичных платежей».

Правда, если повнимательнее посчитать, то покупка дешёвого mPOS-терминала может оказаться не единственной статьёй затрат предпринимателей. По словам того же Андрея Пилюгина, он «приобрёл ридер для вновь открываемого магазина смартфонов Asus, но при введении в эксплуатацию кардридера выяснилось, что он совместим не с каждым телефоном». «Следует учитывать, что терминал привязан к определённому устройству. Это может быть существенно в таком разрезе: у меня интернет-магазин, в том числе с курьерской доставкой по городу. Соответственно, несколько курьеров. И если внедрять оплату картой при доставке, потребуется несколько терминалов и несколько смартфонов к ним. То есть если курьер Стас в конце смены вынет терминал из своего смартфона и отдаст курьеру Алексею, то приложение работать не будет. Один терминал — один смартфон. Если у вас 4 курьера, как у меня, понадобится 4 терминала и 4 смартфона. Вот и считайте», — добавляет он.

При этом нужно отметить, что такая политика принята не у всех сервисов, у 2can и ibox терминалы жёстко не привязаны к смартфонам, их можно передавать от курьера к курьеру.

Да и покупать смартфон под каждый mPOS — ридер совсем необязательно. На самом деле, достаточно зайти в личный кабинет и подключить к сервису ещё один телефон.

Во-вторых, как отмечают многие предприниматели, рост продаж на 20−30% уже в первые месяцы после начала приема безналичных платежей, моментально окупает затраты на приобретение mPOS- терминала. По словам Евгении Кряжевой, «с появлением эквайринга выручки выросли в разы». «Благодаря приёму безналичной оплаты с помощью терминалов 2can & ibox, наша компания смогла увеличить средний чек примерно на 30%! Никакой магии просто приближались новогодние праздники, во время которых мы активно принимаем участие в различных выездных выставках и ярмарках, и нам срочно понадобился эквайринг. Также в увеличении продаж помогло то, что в связи с внедрением мобильного эквайринга примерно треть наших клиентов стала расплачиваться кредитными картами и не откладывала покупку „на потом“, ведь при оплате картой не нужно платить банковскую комиссию, которая появляется при снятии денег наличными и в некоторых случаях может доходить до 5%!», — рассказывает руководитель Магазина настольных игр PandaSale Антон Суслов.

Наверное, среди опрошенных нами предпринимателей есть и убеждённые сторонники любых инноваций, но, как правило, к внедрению новинок их подталкивают клиенты. «Мы стремимся сделать оплату для клиентов максимально удобной. Каждый третий клиент спрашивает: „— Можно ли расплатиться картой?“ Плюс к тому, мы участвуем в различных мероприятиях, на которые люди, приходят имея при себе только карты. Идти до банкомата, чтобы снять наличные, не всегда удобно», — говорит Чекмарева Ника, занимающаяся продажей сумок, кошельков и ремней. Похожие наблюдения сделал и директор ООО Тетратроника Евгений Сосновик: «При работе с частными клиентами стал всё чаще возникать вопрос — „а я могу оплатить карточкой?“ Насколько мы поняли, проанализировав тот объём информации что у нас, был — клиент зачастую имеет на руках удобный и привычный для него банковский продукт — кредитную, cash-back или др. балло-накопительную карту, и хочет ею расплатиться. Дальше классика кейнсианства — спрос порождает предложение».

Некоторые усматривают в возможности принять карту некий бонус, который хоть и не имеет решающего значения, но при прочих равных помогает привлечь клиента. «Многих клиентов удивляет, и в некоторой степени восхищает, наличие у нас мобильного терминала, т. к. мало кто видел это „чудо техники“ в нашем регионе. Ведь оставить подпись под электронным чеком можно прямо пальцем на экране самого обычного смартфона стоимость в 4000—5000 рублей. В результате некоторые клиенты приходят в наш магазин ещё раз просто для того, чтобы провести платёж по такому необычному терминалу», — рассказывает Антон Суслов. «У нас очень специфичная аудитория. Но нашу аудиторию мы любим и если им удобнее, например, расплачиваться картами, мы даём такую возможность. Если бы аудитория хотела расплачиваться золотыми самородками или соболиными мехами, мы бы тоже что-нибудь придумали», — уверен Андрей Пилюгин.

И хотя мобильный эквайринг в первую очередь ориентирован на мелкий и средний бизнес, сегодня им заинтересовался ряд достаточно крупных компаний. Так как, во-первых, подключение каждого курьера к mPOS — сервису доступно даже компании с сотней агентов, mPOS — ридеры стоят дешево, и заменить их в случае краже или поломки гораздо проще, чем громоздкие терминалы стоимостью 30−40 тысяч рублей. Во-вторых, онлайн-магазины, такие как Ozon, ресторанные сети, такие как Тануки, и страховые компании, уже не первый год используют mPOS-терминалы там, где необходимо принимать платежи в мобильных условиях. В-третьих, магазинам с большой курьерской сетью не нужно беспокоиться о сохранности наличных средств, более 50% прибыли теперь будет приходить сразу на счет компании. В-четвертых, mPOS- терминалы позволяют бесплатно анализировать работу каждого агента, работающего напрямую с клиентом. Ведь сервис отслеживает где, во сколько и с какого именно аппарата была произведена та или иная транзакция. Таким образом, уже через месяц после начала использования ридера головной офис компании знает как работает каждый агент и сможет заменить неэффективных менеджеров или направить усиление в проседающие по выручки районы города или области.

Мы видим, как с каждым годом все больше россиян, в том числе и в регионах расплачиваются картой и в ближайшие годы даже крошечные кафе, онлайн-магазины и курьерские службы будут вынуждены идти по пути прогресса и начинать принимать безналичные платежи. Для большинства из них приобретение mPOS — терминала будет самым простым способом приёма банковских карт без лишних затрат и проволочек.

Павел Глушенков, CEO эквайринговой компании 2can & ibox

Идейный вдохновитель и основатель проекта Women & Startup

Добавить комментарий