Почему стартапы проваливаются

Елена Державец

Думаю, многих людей, которые работают в найме, неоднократно посещала идея уволиться и открыть собственное дело. И раз вы находитесь на этом сайте, значит уже пришли к мысли запустить свой первый стартап. По опыту знаю, что вопросов встает больше, чем ответов. Попробуем выяснить причину, почему проваливаются.

Я руковожу компаниями уже 16 лет и признаюсь, что была по разные стороны успеха. Были проекты, которые давались с трудом, некоторые быстро достигали желаемых результатов, но были и провалы, которые имели вполне объяснимые причины.

Поэтому первый совет, открывая будьте готовы, что может не получиться. Главное, вовремя понять, принять ситуацию и двигаться дальше.
Часто бывает, предприниматель из последних сил хватается за борт тонущего корабля, чтобы спасти его и себя. Занимает дополнительные деньги, пробует сделать что-то еще и еще, но усилия оказываются тщетными. Горечь о потраченном времени, финансах, силах, нервах, разрушенных надеждах, не дает сойти с дистанции, а еще ведь мнение окружающих, в глазах которых, быть поверженным страшнее нищеты. Все эти мысли не дают остановиться и трезво посмотреть на ситуацию. Существует термин, в том числе, и в бизнесе, «Sunk costs fallacy» («ошибка невозвратных инвестиций») — это своего рода ловушка, не позволяющая признать потери, закрыть убыточный проект и пойти вперед.

Поэтому при запуске, с непоколебимой верой, что обязательно все получится и бизнес пройдет успешно сквозь штормы и бури, на крайний случай, оставляем место для непредвиденной ситуации.
А вот предвиденные ситуации, которые не должны застать врасплох, мы попробуем рассмотреть.
Я буду говорить не о наукоемких стартапах или высокотехнологичных проектах, требующих привлечения больших инвестиций, а, скорее, о компаниях, которые относятся к малому бизнесу.

1.Несоответствие планов и реальности

Одной из распространенных ошибок становится, когда предприниматель сосредоточен на качестве своего продукта или услуги, забывает о том: кому, как и где он будет это предлагать; творческого начала и энтузиазма в проекте оказывается больше, чем оценки реальной ситуации. Прежде, чем бросаться в пучину бизнеса, необходимо ответить на эти три вопроса, изучить текущую рыночную ситуацию, а главное, понять настоящую ценность продукта для клиента. Т. е если вы предлагаете путнику посреди пустыни стакан с прохладной водой, то для него этот стакан будет 100% ценностью, с полной удовлетворенностью в его потребности, но с каждым последующим стаканом ценность будет снижаться, несмотря на то, что сам по себе стакан воды не теряет качества и ценности.

Продукт или услуга должны отвечать на конкретные вопросы или боли клиента, быть готовыми к изменяющимся потребностям целевой аудитории.
Главный вывод: на ВХОДЕ в бизнес должно быть отчетливое понимание, что будет на ВЫХОДЕ.
Как гласит кодекс самурая бусидо («путь воина»): «Сначала победи — потом сражайся!»

2.Финансовый вопрос

В этой данной теме можно перечислить несколько причин, по которым стартап подстерегает неудача. Это и неправильно посчитанные инвестиции, излишняя экономия, например, на квалифицированном персонале. Экономия на продвижении. Преждевременное масштабирование.
А возможно, и наоборот, недофинансирование проекта. Так случилось с моим первым бизнесом. При составлении бизнес — плана предполагалось, что инвестиции в созданную Интернет- компанию составят в пять раз больше, чем смог вложить партнер. По прошествии шести месяцев от запуска стартапа, в его собственной компании наступили тяжелые времена, и, продав свою долю, он вышел из проекта. Данная ситуация спровоцировала резкое падение показателей до уровня банкротства. Стоял выбор либо закрывать компанию через полгода после начала, либо привлечь новые инвестиции.

Найти нового инвестора в короткие сроки не получилось, заемные кредиты в банке соответствовали сумме в три раза меньше, чем было прописано в бизнес-плане, но я пошла на этот риск, будучи уверенной в перспективности Интернет-технологий. Эти меры позволили не закрыть бизнес, но отбросили его практически на первоначальные позиции и значительно замедлили подъем. Вместо запланированного года и выхода на точку безубыточности ушло два с половиной. Тем не менее, бизнес вышел из «штопора» и пошел вверх.
При расчете финансовой составляющей важно учесть различные сценарии развития, форс-мажорные обстоятельства, в том числе, при которых может не хватить инвестиций, и понадобятся альтернативные способы продвижения и развития бизнеса.

3.Несвоевременность

Безусловно, существуют внешние показатели, которые должны учитываться при заходе на рынок. И мы их описывает в своем SWOT- анализе. Например, мировой кризис. Однако на практике такие вещи не всегда реально предусмотреть. Так случилось с другим проектом, который был запущен в 2008 году. Идея создания международной консалтинговой компании, которая планировала помогать иностранным представителям открывать свои бизнесы в России, а российским компаниям — за рубежом, была обречена на провал. Пошатнувшаяся мировая экономика в тот год не позволила западным инвесторам вкладывать деньги в новые рынки.

Другой вариант, когда предприниматель слишком затягивает с выходом, пытаясь отточить свое мастерство или довести до совершенства продукт. В конечном итоге, данное предложение становится неактуальным, или более смелые конкуренты делают это первыми.

Но также существует оборотная сторона. Если продукт «сыроват», а реклама его бежит впереди паровоза, то неоправданные ожидания клиентов могут навсегда загубить бизнес испорченной репутацией.
В данном случае, важен баланс, — не опоздать и не передержать. Бизнес, как организм, с происходящими внутри живыми процессами, поэтому и «болезней» предполагается множество. Найти шаблон бизнес-модели, по которому любая компания будет развиваться без проблем, невозможно. У каждого свой путь, на котором предприниматель нарабатывает бесценный экспертный опыт.

Руководитель компании ISD Co и агентства «Blooming», тренер по созданию личного бренда, лайф-коуч. В течение 16 лет управляет собственными компаниями в области Интернета и персонального имиджа. Ведет собственный курс «Построение личного бренда», работает с компаниями и частными клиентами по продвижению их проектов. Организует творческие поездки по всему миру на fashion-выставки и культурные мероприятия.