Бизнес- тренеры: кто учит российских бизнесменов. Цифры и факты.

Русская Школа Управления (РШУ) подвела итоги опроса «О бизнес-образовании из первых уст», который позволил выяснить особенности работы и обучения бизнес-тренеров.

Исследование проводилось с 31 июля по 27 августа 2017 года. За это время в нем приняли участие 160 преподавателей и консультантов, которые являются экспертами в различных сферах бизнеса. 62% опрошенных проживают в Москве, 18% - в Санкт-Петербурге и оставшиеся 20% - в других городах. При этом 46% респондентов имеют опыт работы бизнес-тренером от 10 лет и более, 27% - от 5 до 10 лет и 24% - от 1 года до 5 лет.

Итоги опроса показали, что большинство преподавателей (54,9%) ежегодно проходят специализированное обучение. При этом они предпочитают самообразование (62,7%), специализированные курсы (43,4%), работу с наставником (34,9%) и обучение в бизнес-школе (15,7%). Только 9,6% опрошенных заявили, что не получали специализированного образования.

Ключевым критерием при выборе обучения для бизнес-тренеров является тема обучения (75,9%), на втором месте стоит авторитет преподавателя (36,7%), а на третьем — авторитет учебного заведения (26,6%).

Мнения экспертов разошлись.

Ольга Свежакова, бизнес-тренер, руководитель Школы этикета и коммуникативных навыков

Полностью согласна с большинством, она считает, что «Если тема не тренинга не находит отклик у участника, никто не будет смотреть на то, какой статус у тренера, где проходят занятия и даже на стоимость. На бесплатный, но неактуальный тренинг может никто не прийти, и в то же время может прийти больше 100 человек на полезный платный мастер-класс. Всё зависит от темы, от той пользы, которую хотят получить участники тренинга».

Дмитрий Сёмин, ведущий бизнес-тренер России по продажам и созданию команды Бизнесмен (компания Semin Group) Ленд-девелопер, сформулировал иное мнение, которое в наших комментариях экспертов встречается, пожалуй, чаще других:

В России на первом месте стоит всегда личность тренера, его авторитет.

Харизматичный бизнес-тренер пользуется большим доверием у нашей душевной аудитории. Какую тему ведет «звезда» — второй вопрос. Поэтому и сами бизнес-тренеры предпочитают учиться у звезд. Это, роднит наше образование с шоу-бизнесом — люди идут на известных исполнителей, а не на контент. По этой же причине и так как в РФ нет единой системы сертификации тренеров, пользуются успехом уникальные «авторские» методики. В общем, «пыль в глаза» пока доминирует над реальными знаниями.

А вот мнение представителя авторитетного учебного заведения. Помните, согласно опросу, это наименее важный критерий отбора?

Нина Тарасова, Управляющий партнер, ПервыйБИТУниверситет

На первое место я бы поставила рекомендацию референтного лица. И уже после этого идут авторитет преподавателя и учебного заведения. При разнообразии предлагаемых школ и обучения тренер, прежде всего, опирается на опыт коллег, профессионального сообщества, лидеров мнений. Вообще в последнее время на рынке формируется тренд на личностное развитие тренера: преподаватели не идут на обучение за инструментами, не посещают тренинги по тренерству. По моим наблюдениям, наиболее востребованными стали тренинги личностного роста. Человеку преподающему важно проработать себя, свои личные компетенции, решить свои внутриличностные конфликты, чтобы суметь помочь группе. Поэтому на первый план при выборе обучения выступают реальные отзывы знакомых людей, которые это обучение уже прошли, и ты можешь наблюдать изменения, которые в них произошли.

Приоритетные форматы обучения для них — это самообучение (80,2%), краткосрочные специализированные курсы и тренинги до 2 недель (60,5%) и онлайн-обучение (53,1%).

Дарья Наумова, Партнер по организации мероприятий, Sinergia Business Club; коуч.

Абсолютная, правда. На моем опыте, чаще всего в тренеры идут именно специалисты в какой-то области. Если человек — превосходный маркетолог, то он становится тренером по маркетингу. Если он хороший бизнесмен и лучше всего разбирается в «подводных камнях» бизнеса, то он становится тренером по этой теме. Тренерское образование, конечно же, таким людям не помешает. Но тренер «с корочкой» и при этом без практических знаний в той области, в которой он преподает, — плохой тренер. Зато специалист в своем деле, который читает много профессиональной литературы, следит за тенденциями, работает в этой сфере и учится у крупных тренеров — это тот, кто вам нужен. В любом случае, самообучение является одним из основных способов становления тренера.

В рамках исследования задавались вопросы и по общему состоянию рынка бизнес-образования. По наблюдениям опрошенных, основными заказчиками обучения сейчас выступают топ-менеджеры компаний (59,8%), собственники бизнеса (50%), сами обучающиеся (50%) и HR-менеджеры (42,7%).

Перевозкина Анна, генеральный директор продюсерского центра «Превосходство», бизнес-тренер.

По моему опыту, основные заказчики бизнес-образования — собственники малого бизнеса. Сейчас мир и конкурентная среда меняются столь быстро, что без дополнительного образования за этим сложно уследить. Собственники малого бизнеса в этих условиях являются наиболее уязвимой категорией. Именно они кровно заинтересованы в понимании бизнес-процессов и реально работающих рекламных и маркетинговых схем. Их компании не имеют резервов для апробации чего-то нового методом «научного тыка». Может казаться, что топ-менеджеры и HR составляют большую часть заказчиков. Но это впечатление основано на том, что их заказы просто крупные по сумме и по количеству обучающихся.

Также респонденты отмечают, что группы стали меньше (46,3%) или остались на прежнем уровне (42,7%). Но есть и те, кто наблюдает рост численности групп (11%). У большинства опрошенных бизнес-тренеров средний размер групп сейчас от 10 до 20 человек (59,3%). При этом чаще всего занятия проходят на территории заказчика (68,8%) и в бизнес-школах (53,8%).

Алена Август, бизнес-тренер, эксперт по коммуникациям.

Размер группы оценить в общем исследовании довольно трудно. Во-первых, это зависит от задач самого тренинга и, допустим, в направлении обучения публичным коммуникациям на уровне топ-менеджеров, чем я занимаюсь, группа не может быть большой по определению, а где-то возможна исключительно индивидуальная работа. Если же это тренинг больше образовательного, чем практического плана, — то размер аудитории может быть и 300 и 500 человек. Но понятно, что и техники, и ожидания от такого тренинга будут совершенно иными. В моей практике почти 90% тренингов и организационно, и территориально обеспечивает заказчик. В целом же, размер группы и особенности организации — все это имеет свои особенности и зависит от задач и ожидаемого эффекта. Тут, знаете ли, невозможно кувалдой вылечить зуб, а пинцетом — вправить вывих.

Анна Возная, бизнес-консультант «Высоцкий Консалтинг»

Группы от 50 человек больше подходят для формата семинара, где есть лектор, а не коуч, консультант или бизнес-тренер. Это связано с тем, что каждый участник должен получить конкретные данные и инструменты, с помощью которых он будет реализовывать свои цели. Цели практикумов и тренингов в том, чтобы дать применимые навыки и добиться, чтобы клиент получил то, для чего он пришел. Гораздо продуктивнее работать когда видишь результат и получаешь фидбек. Довольными клиенты будут только в том случае, если они получили продукт и смогли применить полученные навыки.

Больше всего доходов преподавателям приносят следующие каналы продаж: самостоятельные продажи корпоративным заказчикам (39,5%), корпоративные занятия от учебных центров и бизнес-школ (32,9%), открытые занятия в учебных центрах (30,3%). Интересно, что только для 29,6% респондентов преподавательская деятельность является основной работой, 34,6% указали ее как одну из основных работ, а 35,8% - как дополнение к основной работе.

Елена Пономарева, к.э.н., член Гильдии маркетологов, директор по развитию ГК Step by Step, директор НОЦ маркетинга евразийского сообщества СПбГЭУ, бизнес-тренер ЦНТИ «Прогресс»

На рынке бизнес-образования сегодня наблюдается интересная ситуация. С каждым годом растет количество бизнес-тренеров, у которых преподавательская деятельность в какой-то момент «отпочковывается» от основной работы. В нашем центре более 80% спикеров — практики в сфере маркетинга с опытом работы более 10 лет. Это успешные специалисты и часто топ-менеджеры, достигшие больших высот и признания, имеющие кандидатский диплом или степень МВА, члены профессиональных ассоциаций, у которых накопилась огромная база своих наработок, приемов и методик, которыми они готовы делиться в рамках авторских курсов. Для большинства из них преподавание — не источник дохода, а личная социальная ответственность, в рамках которой они с радостью выступают и перед корпоративными клиентами и слушателями бизнес-школ, и перед студентами. Интересно, что часть из них затем полностью уходит в сферу образования, открывая тренинговые компании или становясь топовыми тренерами с огромным практическим бэкграундом.

О РУССКОЙ ШКОЛЕ УПРАВЛЕНИЯ

Русская Школа Управления (РШУ) — федеральная компания в сфере кратко- и среднесрочного бизнес-образования, основана в 2002 году. Входит в ТОП-5 лучших бизнес-школ России по версии журнала «Эксперт». Центральные офисы Школы расположены в Москве и Санкт-Петербурге, филиалы и представительства — в 10 городах России.

Онлайн школа WOMEN & STARTUP | SPACE
Прокачай себя, свой бизнес, свои компетенции