Почему франшиза лучше стартапа

Начинать своё дело самостоятельно, методом проб и ошибок, очень рискованно. Приводим мнения экспертов, работающих в бизнесе по франчайзинговой системе, которые раскрывают плюсы и минусы франшизы.

Итак, немного теории.

Франчайзинг основан на взаимоотношении двух сторон, одной из которых является успешное головное предприятие (франчайзер), предлагающее франшизу, а с другой — предприниматель (франчайзи), желающий открыть своё дело на основе этого предложения.

Франчайзинговые отношения закрепляются и регулируются договором, на основе которого франчайзер предоставляет возмездное право франчайзи на ведение коммерческой деятельности под его именем и под его торговой маркой.

Как вариант франшизе в предпринимательстве существует стартап: открытие дела самостоятельно, то есть на свой страх и риск.

Какой путь надёжнее?

Плюсы франшизы

Система франчайзинга — надёжный способ открытия своего дела и его развития. Так считают предприниматели, начавшие ведение бизнеса по франшизе.

Кристина Алексеева, Саратов, франчайзи сети магазинов настольных игр HobbyGames издательства Hobby World

Кристина Алексеева из Саратова, франчайзи сети магазинов настольных игр HobbyGames издательства Hobby World, отмечает следующие плюсы франшизной системы:

  • известная марка;
  • лояльность клиентов;
  • готовая инструкция по ведению бизнеса;
  • гарантия окупаемости бизнеса и получения прибыли;
  • уверенность в поставщиках и продукте;
  • постоянная поддержка и помощь;
  • сокращение затрат на рекламу.

Минусы франшизы

Из минусов франшизы, которые обычно называют действующие франчайзи, можно назвать высокую стоимость франшизы. К слову, паушальные взносы и даже роялти могут отсутствовать. Выбор за вами. Некоторые франчайзеры предлагают очень лояльные условия — например, во франшизном предложении Hobby World роялти и паушальных взносов нет.
«Минусы у франшизы есть, — говорит Кристина, — но быстрая окупаемость бизнеса и получение прибыли уже в первый год деятельности перекрывают все её недостатки».

Алена Сергеева, франчайзи Baon, Дзержинск, Нижегородская область

Алёна Сергеева с 2000 года в г. Дзержинске Нижегородской области сотрудничает с фирмой по продаже одежды Baon, согласна с утверждением Кристины о том, что франшиза лучше стартапа.

Она тоже находит у первого варианта больше плюсов, чем минусов. Франшиза стоит немалых денег, но ведь и при стартапе, не имея средств, своё дело не откроешь.

Алёна: «Открывая франчайзи под именем известного бреда, предприниматель гарантированно получает поток лояльных к бренду клиентов. Согласитесь, это неоспоримый плюс. Вы не ждете, пока про вас узнают, не теряете время, за которое могли начать окупать франшизу, вы открываете двери и встречаете покупателей. "

Под надёжным «крылом»

Евгений Драй, основатель сети кафе-мороженых Gelateria Plombir

Самостоятельно бизнес начать намного сложнее и рискованнее, подтверждает Евгений Драй, франчайзер, основатель сети кафе-мороженых Gelateria Plombir:

«Выбор между стартапом и франшизой всегда зависит от наличия или отсутствия финансовой «подушки безопасности. Если готовы развивать свой бизнес «с нуля», несмотря на то, что этот «ноль» (в плане прибыли) будет длиться довольно долго, — то этот путь для вас. Если вы хотите сразу приступить к работе по уже отработанной схеме — покупайте франшизу».

Но даже при ведении бизнеса под эгидой управляющей компании, предпринимателю нужно будет очень много учиться и трудиться, только тогда гарантирован успех и быстрая окупаемость, заключает Евгений.

Франчайзер предоставляет по сути готовый инструмент, а то, как этот инструмент будет использован, зависит напрямую от руководителя и собственника бизнеса. Очень важно, чтобы сам франчайзи занимался самообразованием, изучал дополнительную информацию по ведению бизнеса, выстраиванию отношений с персоналом, повышал свой профессионализм, тем более, если до этого у него не было опыта управления.

Франшиза, несмотря на готовый, упакованный бизнес, требует серьезной работы. Франшиза -это инструмент. Надо быть профессионалом, чтобы выжать максимум из готового и обкатанного бизнеса.

Юлия Галыш, сооснователь ЭКО-бренда «Галька и Галыш»

Юлия Галыш, франчайзер, сооснователь ЭКО-бренда «Галька и Галыш», российского производителя эко-косметики с 100%-ным натуральным составом, тоже считает, что франшиза — это более надёжный путь к успеху, быстрой окупаемости бизнеса. «Запуская бизнес самостоятельно, не имея в этом никакого опыта, вы очень рискуете. Приобретая франшизу, вы приобретаете не только бизнес, но и гарантию того, что вложенные вами деньги окупятся, что ваш бизнес будет процветать и развиваться», —подытоживает Юлия.

У вас больше шансов справиться с негативными сценариями, ошибками в управлении, маркетинге, ценообразовании благодаря помощи и опыту франчайзи. Становясь франчайзи, вы получаете доступ к наработанным алгоритмам и готовым базам знаний: как, каким образом, что делать в той или иной ситуации, как избежать конфликтов, чего делать нельзя. Все написано, готово и проработано.

Идеи для небольшого города

Направления деятельности, по которым предлагается открыть бизнес, множество: это различные небольшие производства, например, копчение мясных продуктов или рыбы, изготовление кондитерских изделий, хлебопекарни. В маленьком городе востребованы парикмахерские, клининговые или бьюти услуги.

Например, «Галька и Галыш» предлагает для быстрого старта «Мобильный сервис». Это домашняя депиляция на территории клиента. Или торговый островок. Проект острова может занимать по площади от 2ух квадратных метров в торговом центре.

Можно открыть небольшие торговые точки по продаже товаров повседневного спроса, одежды, продуктов питания. Франшиза мороженого считается одной из прибыльных. Затраты на открытие «островка» с мороженым в торговом центре составляют в среднем 393 тыс. рублей, в зависимости от формата. У Gelateria Plombir их несколько. Срок окупаемости у этой франшизы — около 3−6 месяцев, при этом открывать, по утверждению Евгения Драя, основателя сети кафе-мороженых Gelateria Plombir, несколько кафе даже выгоднее. Если паушальный (первоначальный) взнос за первую точку составляет сегодня 148 тысяч рублей, а за каждую следующую — всего 20 тысяч.
Обратите внимание на сеть пабов Harat’s Pub, сеть кофеен «Кофе и шоколад», магазины автозапчастей Exist (сейчас она называется Isnext), сеть точек кофе с собой Coffee Like. Эти проекты называют успешными в Саратовской области. Сами франчайзи призывают рассматривать и другие сферы, например общепит. И его самый яркий представитель — Макдоналдс. Кафе можно открыть в любом городе, и оно будет пользоваться популярностью. За счет большого разброса целевой аудитории, от школьников до пенсионеров, без клиентов оно не останется.

Резюме

Всего на российском рынке представлено более 150 видов франшиз. Стоимость франшизы различна — от 150 тысяч рублей. Ещё по условиям договора необходимо будет платить роялти предприятию-франчайзеру — около 8% от суммы прибыли.

Выбрать между франшизой и стартапом достаточно просто, если вы не склонны к риску.

Старт своего дела по схеме франшизы обладает главным преимуществом: риски сведены к минимуму.

Не забывайте, что вы должны иметь предпринимательскую жилку, уметь оперативно реагировать на вызовы. Работаете ли по франшизе или начинающий стартапер для дела не важно.

comments powered by HyperComments