работа vs личная жизнь как достичь идеального баланса

Часто ли вы испытываете чувство вины, когда вынуждены из-за рабочих хлопот пропускать школьные утренники или семейные праздники? Или наоборот, когда из-за болезни ребенка, запланированного отпуска или необходимости решить семейные вопросы вам не удается полноценно включиться в интересный проект, уехать в командировку, присутствовать на переговорах? Анна Журба, PR-менеджер онлайн школы английского языка EnglishDom, делится своим опытом построения идеального баланса: работа vs личная жизнь.

Так уж сложилось, что чаще это чувство вины мучает именно женщин, многих из которых с детства приучали определять семью и дом в качестве главного приоритета. И когда у нее складывается интересная карьера или ей просто нужно зарабатывать деньги, у нее возникает серьезное когнитивное расстройство, которое может привести к нервному срыву и другим заболеваниям на нервной почве: надо найти баланс между работой и жизнью.

Когда я только начинала строить свою карьеру, а было это довольно рано — сразу после школы, мои родственницы — мать, тетки, бабушки — в один голос говорили, что это будет необходимо только, пока я не найду подходящего мужчину и не выйду замуж, а потом, если я сделаю правильный выбор, у меня не будет необходимости думать о зарабатывании денег. В начале это было забавно — им противоречить и отмахиваться от их уговоров. Но потом мои подруги стали одна за другой заводить серьезные отношения и выходить замуж, и я своими глазами видела, как тяжело им совмещать семью и работу. Нет, не физически, скорее морально. У одной муж обижался на поздние совещания, у другой — на то, что она зарабатывает больше, чем он, у третьей уговаривал не нанимать няню и посидеть с ребенком хотя бы до трех лет. Чем старше я становилась, тем изощреннее становилось это давление от окружающих. В это включились даже мои клиенты, которые были возмущены, почему я вместе с мужем сижу на совещании у них в офисе, а не поехала домой готовить ужин.

За почти 20 лет (страшно сказать!) моей профессиональной карьеры я попыталась выработать рекомендации как сохранить баланс личной жизни и работы. Они возможно помогут вам справиться с повсеместным давлением, или хотя бы ослабить его, чтобы оно не свело вас с ума.

Чувство вины и манипуляции — плохие советчики. Когда определяете в течение дня список того, что нужно делать, опирайтесь на рациональные критерии, и все время задавайте вопрос: почему мне нужно это сделать? Идти на совещание нужно, потому что от этого зависит успех вашего проекта и размер премии — это рационально. Поехать с семьей на шашлыки, потому что вы хотите отдохнуть и будете рады провести с ними время — это рационально. Но уйти на два часа раньше, потому что ваши близкие ведут себя, как капризные дети, не могут сами приготовить ужин и манипулируют вами — это плохая идея. Как и отказываться от услуг няни или домработницы, потому что ваш муж считает его признаками плохой жены и хозяйки. И тут мы переходим к следующему пункту.

Делегируйте все, что только можно. Вы не обязаны все делать собственными руками, и это касается как работы, так и домашних дел. Набирать тексты, проверять базы данных, отвечать на телефонные звонки может ваша помощница, а убирать, покупать продукты, носить вещи в химчистку, водить и забирать ребенка из школы может домработница и няня. Сравните стоимость часа вашего времени и стоимость их времени — она разная, и значит не нужно разбазаривать свое время на низкоквалифицированный труд. Время и ваши силы — тот ресурс, который практически невозможно возобновить, их нужно беречь и экономить.

Не нужно делать все идеально, это не запуск Шатла! Если обед, то обязательно из трех блюд. Если гулять с ребенком, то два раза в день по три часа. А если писать доклад, то обязательно проанализировав не меньше 150 примеров конкурентов. Остановитесь: у всего есть предел разумной достаточности. Сделать хорошо — не значит сделать идеально. Все, что вы делаете, должно обеспечивать функционирование системы: дети сыты, выгуляны, проект запущен, вы не сорвались. Ваше психическое и физическое здоровье куда важнее, чем еще один трехэтажный торт или пятый контрольный звонок подрядчику. Отсекайте все, что является избыточным, и не позволяйте никому посеять в вас сомнения, что вы делаете это, потому не идеальны. И значит, читайте ниже.

Вы — самая лучшая! Это только звучит банально, но на самом деле если вы совмещаете семью, работу, уход за собой, общение с друзьями и еще миллион дел, которые держит в голове женщина — вы уже самая лучшая. И для того, чтобы убедиться в этом, не нужны оценки со стороны — просто напишите это огромными буквами везде, где только можно. А раз вы самая лучшая, значит вы имеете право себе награждать. Запустили новый проект — купите новые сапоги, и перестаньте мучить себя мыслями, как будет жить ребенок без десятого Лего или нового телефона. Приготовили праздничный ужин на десять персон — значит, подарите себе счастливый сон до полудня, отправив детей и мужа гулять, запретив вам звонить, если только земля не соскочит с орбиты. А на любые попытки вами манипулировать и пытаться этому помешать отсылайте к первому пункту нашей статьи:)

Думаю, многие, прочитав эту статью, подумают — может ну его, брошу работу и стану идеальной хозяйкой? Или наоборот, разведусь и стану супер профи? Но мы все хотим быть счастливыми, а счастлив человек, у которого жизнь включает все стороны — и любимую работу, и семью, и хобби, и друзей, и даже ничегонеделание. И поверьте мне, это вполне реально совместить:) Может быть баланс между работой и личной жизнью найден.