Джамиля Сайрамова -- основатель PR-агентства «Продающих историй» Wild PR, считает, что женщинам тяжело начинать бизнес, потому что всё ещё сильно мнение в обществе, что её место -это дом и дети. Однако сама Джамиля не побоялась стать бизнес леди. Вот что она рассказывает о своем женском бизнесе .

Мой стартап полностью связан с предыдущим опытом работы. До того, как прийти в PR, 10 лет отработала в журналистике. В какой-то момент стало скучно, исчез драйв от работы. В 2006 году, находясь в декретном отпуске и мучаясь от безделья, решила использовать свободное от пеленок и кормления грудью время на образование. Так как журналистику я любила, люблю и буду любить, то не хотела далеко от нее уходить, поэтому плавно перетекла в PR. В профессии я с 2007 года и, надо сказать, это полностью моя сфера. В PR я чувствую себя, как рыба в воде, мне нравится из чего-то малознакомого делать известное, большое, красивое.

Идея выйти на свободу, освободиться от офисного рабства начала зреть еще в середине 2012 года. Тогда это были лишь робкие фантазии по поводу фриланса и, как ни странно, эти идеи стали материализовываться через «сарафанное» радио. Тут пожаловалась подружке на тяжелую жизнь в офисе, там поплакалась, а, так как рынок, все-таки, узкий, пошли слухи. 29 декабря 2012 года я уволилась одним днем и с 2013 года начала жизнь с нового листа. Поначалу страшно было жутко, но когда я осознала, что уже полгода не сижу без работы, шестеренки в голове стали крутиться совсем по-другому: значит, даже на фрилансе, ты можешь влиять на поток клиентов, значит, не все упирается в «сарафан» и пресловутые связи. Тогда почему бы непричесанный фриланс не превратить в структурный бизнес? Но до этого понимания я зрела почти год.

И первое, что не сработало — это идея. Я люблю спорт — смотреть, заниматься, говорить о нем, но больше всего я люблю его пиарить. Особую страсть испытываю к экипировке — кроссовки, одежда. Все эти технологии в подошвах и супер инновационные нити в футболках… А, так как в нашей стране в ближайшие четыре года планируется проведение нескольких крупных спортивных мероприятий, плюс прошедшая Олимпиада, я была уверена, что тема спорта уж точно будет популярной среди компаний. 6 месяцев тестов показали, что нет, не особо. Плюс кризис, бизнес стал резко сокращать бюджеты на продвижение. Пришлось отказаться от идеи чисто спортивного PR на PR для всех. О чем я ни капельки не жалею.

Второе, что не сработало — «сарафанное» радио. Когда я изучала механизмы привлечения клиентов, то в каждом интервью коллеги по цеху — парщики, маркетологи, рекламщики — в один голос заверяли: работают только рекомендации и только прямой контакт. Почти 4 месяца я потратила на рассылку своей презентации по друзьям, коллегам, бывшим клиентам, клиентам клиентов. С «сарафана» пришел только один клиент. С холодной рассылки — несколько десятков отказов.

Сдвинуться с мертвой точки помог бывший муж, действующий бизнес-тренер. Он дал не только мощный, местами болезненный, пинок, но и помог с позиционированием, объяснил воронку продаж, настоял на лендинге, дал структуру продающей презентации, разработал квалификационные вопросы для новых клиентов. Если брать период до этого пинка, то к запуску агентства я готовилась 2 года и еще столько же настраивала все процессы. Благодаря тренингу, я запустилась за 3 месяца. Лендинг заработал в середине февраля, а 1 марта я подписала договор с первым клиентом.

Женщинам тяжелее запустить свой бизнес по причине ее устоявшейся роли в обществе: матери, домохозяйки, хранительницы очага. Главное в жизни женщины в нашей стране — дети. Свою карьеру в PR я строила через сильное сопротивление своей семьи — родителей и мужа. Когда я вышла на работу, дочке был 1,3 года. Все твердили, что я плохая мать, моя обязанность быть около ребенка, что она скучает и поэтому часто болеет. Но я понимала, что теряю что-то важное: не выйду на новую работу сейчас, потом будет поздно. То же самое и с бизнесом. Особенно страх собственного дела парализует родителей: кто тебе будет платить зарплату? На что ты будешь жить?

Что же касается сочетания карьеры и детей, то со временем каждый находит свой баланс. У меня уже взрослая дочь — ей 9 лет. Кстати, мой бизнес сделал ее самостоятельной, так что за обеды и уроки я не переживаю. В тех сферах, где ей нужна помощь, отлично справляются смирившиеся с моим выборов бабушки, дедушки и няни.

В моем случае, чтобы запустить агентство, даже стартового капитала не потребовалось, а вот смелости не хватало вообще. Да и сейчас не могу назвать себя Жанной Д’Арк в бизнесе. Мне очень помог тренинг. Без него я бы не узнала элементарных вещей, необходимых для старта. Я до сих пор консультируюсь с бывшим мужем, теперь уже по поводу найма сотрудников и понимаю, что еще год, а то и полтора, точно буду пользоваться его услугами. Это ведь как школа: ты приходишь в первый класс со знанием трех букв, а к 9-му уже сам решаешь сложные задачи и бегло говоришь на иностранном языке.

Так что моя рекомендация — найти тренера, наставника, или курсы, или что-то в этом роде, что поможет вам разобраться на старте. Правильные решения в начале пути помогут сэкономить время и добиться успеха в сжатые сроки. Как я уже говорила, в феврале 2015 года, когда я запустила агентство, у меня было 0 клиентов, сейчас — в октябре 2015 года — их уже 4. И это далеко не предел.