Камила Бирюкова написала колонку для Women & Startup | Space о том, как открыть свой ит-стартап будучи гуманитарием. Камила была редактором в глянцевом журнал. Её стихия — мода. Теперь же она основательница социально-торговой сети Circos.

Камила Бирюкова

Камила Бирюкова

До запуска социально-торговой сети Circos я была редактором в глянцевом журнале, чистым гуманитарием и ничего не знала об IT. Я знала всё про моду, бьюти и лайфстайл, а о программистах и стартапах могла судить только по фильмам и постам в фейсбуке. Возможно, отчасти эти красивые истории и сподвигли меня запустить собственный проект — со стороны весь процесс казался довольно легким, красивым и при этом очень интересным. Реальность оказалась гораздо сложнее, с перфекционизмом пришлось договариваться, но работа над стартапом оказалась действительно захватывающей.

Сначала была идея

Идея социально-торговой сети детских товаров Circos.ru родилась вместе с детьми моих подруг, которые часто обсуждали проблемы поиска и выбора товаров для своих малышей. Они часами говорили о том, какую купить коляску и где, насколько удобно и безопасно то или иное автокресло, покупать ли двухлетке велосипед или лучше сначала беговел, где найти одежду, чтобы было не очень дорого и при этом «не как у всех».

И тогда я подумала, что мамам очень нужна площадка, где они могли бы общаться, как в социальной сети, и выбирать товары из разных магазинов, как в виртуальном торговом центре.

Я провела небольшой опрос, который подтвердил актуальность моей идеи — мамы говорили, что тратят очень много времени на обсуждение, а затем поиск товара, и что было бы удобно делать все это в одном месте. Кроме того, им часто не хватало информации о каких-то новых марках — тогда только начали появляться инстамаркеты, но ориентироваться в них и найти то, что нужно, было очень сложно. И я решила, что помогать родителям расширять границы выбора детских товаров и открывать новые бренды — это тоже здорово.

Так сложилось представление о проекте и его основном функционале, но для воплощения идеи в жизнь нужно было пройти довольно трудный путь проб, ошибок и кропотливой работы.

От идеи до реализации

Легко было придумать идею, но на этом все легкое закончилось. Я начала делать проект, не имея никакого понятия, что такое стартап, разработка, техническое задание, макеты и все остальное. Сначала я готовила техническое задание (ТЗ) буквально «на коленке», отдавала разработчикам и в итоге получала совсем не то, что нужно. Набив шишек с одной командой программистов, я начала много читать про разработку и управление проектом, заново написала ТЗ, нарисовала макеты карандашом от руки, поменяла команду.

Кстати, поиск и выбор команды оказался куда сложнее покупки детских товаров. Одни разработчики были слишком дороги, другие нам казались недостаточно профессиональными, третьи были крайне скептичны и утверждали, что сделать Circos так, как я хочу, сравнительно небольшими для такого проекта ресурсами просто невозможно.

Не раз опускались руки и казалось, что всё — это тупик. Но после короткого перерыва я приходила в себя, набиралась вдохновения и продолжала работу.

Сейчас у нас сформирована команда из 11 человек, которая кроме основателей проекта состоит из разработчиков, верстальщика, дизайнера, контент-менеджеров, пиар-менеджера, менеджера по коммуникациям.

Пробный запуск

Как я говорила, в реальной работе над стартапом нужно уметь договариваться со своим перфекционизмом, иначе проект никогда не увидит свет. Поэтому примерно через год после начала разработки Circos, весной 2016, мы решили запустить альфа-версию. Да, сайт был далёк от того, что я себе представляла, но было необходимо проверить востребованность своей идеи, протестировать продукт и выявить технические недостатки.

На старте мы приглашали, в основном, своих друзей и знакомых, что позволило сформировать пул лояльной и заинтересованной аудитории. Кстати, после того, как мы опубликовали Circos, на сайт начали приходить пользователи и делать заказы, несмотря на то, что мы его никак не продвигали! И лично для меня это было самой большой наградой — я поняла, что мои усилия не напрасны, Circos нужен людям и нужно работать дальше, чтобы сделать самый лучший сайт для родителей.

И 1 июня этого года мы анонсировали существенно доработанную версию, добавили функционал, расширили базу наших партнеров.

Circos — настоящее и будущее

Одна из особенностей Circos в том, что магазины для размещения я выбираю лично, поэтому у нас нет никакого ширпотреба — только интересные, качественные и безопасные товары. Сейчас на сайте собрано около ста магазинов — это лучшие интернет-магазины и инстамаркеты — и их количество постоянно растёт.

Почти полностью реализованы и социальные функции нашего маркетплейса. В первую очередь хочу отметить «Обсуждения», где можно задать вопрос по тем или иным товарам. На мой взгляд, это очень важный и перспективный раздел, где можно создавать обсуждения из одной, двух или трех вещей, чтобы узнать мнение тех родителей, которые уже пользовались данными товарами.

С помощью публикаций мамы и папы могут поделиться личными фотографиями товаров, купленных на Circos. Публикации прикрепляются к каждому конкретному товару и дают возможность другим родителям оценить вид товара «вживую» и задать вопросы его владельцу. Раздел «Коллекции» позволяет сохранить понравившиеся товары, чтобы «не потерять», обсудить и приобрести в будущем. Этот раздел особенно удобен за счёт возможности создания галереи покупок или списков желаний.

Кроме основного функционала, который помогает выбрать тот или иной товар, пользователи могут связываться между собой или с магазинами посредством личных сообщений. Как и в любой социальной сети, в Circos есть возможность подписываться на интересующие странички других родителей и магазинов. Лента активности позволяет следить за новостями - обновлениями ассортимента товаров, скидками, отзывами, обсуждениями и пр.

В перспективе мы планируем создать самую полную базу качественных детских товаров и хотим, чтобы Circos стал чем-то вроде детской площадки у дома, где родители гуляют со своими детьми, много общаются, советуются и доверяют другу.

Если у кого-то возникает вопрос по поводу покупки чего-то новенького для своего ребёнка, они сразу идут на Circos.ru. Надеюсь, что уже совсем скоро так и будет.